Поиск

Храм

Календарь

Новости

О дружном

О каждом

Церковь

О расстреле Царя Николая Второго и его семьи

Император-Николай-II-и-Православная-ЦерковьПротоиерей Геннадий Беловолов о духовном плоде убиения Царской семьи.
…Мученическая кончина Государя, Царя-Мученика Николая Александровича со всей семьёй — духовная точка, самая высшая точка истории Святой Руси. Это такой контрапункт, где сошлось всё и выразилось самое глубокое в душе нашего народа. И эту глубину русской души выразил Царь Николай II. Это событие настолько неординарное, что ему практически нет аналогов в истории. Да, конечно, в истории бывало, и нередко, когда народ убивал своих правителей, но, как правило, их кончина была безальтернативна, они становились жертвой каких-то репрессий. Тогда убивали именно действующего монарха.
Что же касается Николая II, то он уже сложил с себя полномочия. Хотя духовно он, безусловно, оставался Царём, но фактически он передал власть и в политическом смысле не представлял угрозы новому режиму. С другой стороны, от момента ареста до убийства прошло почти полтора года, и, конечно, Государь мог предпринять какие-то действия по побегу, по своему спасению, но он кротко взошёл на Голгофу. И эта жертва, в отличие от многих других явлений такого плана, была совершенно добровольная. Это был акт принесения себя в жертву за весь народ. И в этом смысле таких аналогов я не могу вспомнить.
Разве что типологически близко к этому жертвенный подвиг князей Бориса и Глеба, которые также принесли себя сознательно в жертву во избежание междоусобицы, и, имея возможность оказать сопротивление, они проявили величайшее христианскую жертвенность, смирение и кротость. И здесь мы как раз обнаруживаем единство русской святости, — от святых князей Бориса и Глеба до святого Царя Николая с Царственными Мучениками. Такой высокий подвиг возможен только на основе глубокой традиции. В подвиге святого Царя-Мученика Николая, безусловно, мы видим и подвиг князей Бориса и Глеба (и многих других русских князей), мы видим и чистоту преподобническую, видим и высоту подвижничества, аскезу. Царственные узники довольствовались малым, а последние полтора года жизни они вообще жили как отшельники, затворники, монахи. Здесь мы видим и юродство — подвиг, любимый на Руси, когда человек отказывается от внешних привилегий, блеска жизни и уничижается во образ Господа. Поэтому в мученичестве Царя Николая светит вся Святая Русь. И, безусловно, это — итог её тысячелетней истории.
С другой стороны, без Царя Николая вся революция и последующие события превращаются в бессмысленную бойню, абсурд, самоубийство народа. И только подвиг Царя наполняет эти события высоким жертвенным смыслом. В чём важность этого подвига? В том, что Царь Николай своим подвигом выразил идеал Святой Руси, вознёс его на недосягаемую высоту. Смысл этого подвига в том, что Царь Николай сохранил святость царского престола. Даже его лютые враги не могут его ни в чём упрекнуть, при всём желании, все их упрёки тут же рассыпаются как ложь. Царь оставил царский престол абсолютно чистым. Ни одна даже тень грязи не ложится на царский престол.
И, если мы спустя почти 100 лет, ещё помним про православную монархию, то в этом заслуга, безусловно, только Царя-Мученика. Он предложил такой аргумент, который никто никогда не опровергнет, — это аргумент христианской жертвы. Он посеял семя в будущее новой православной царской России. Я лично абсолютно не сомневаюсь, что рано или поздно православное царство в России будет восстановлено. Если бы Царь Николай не принёс этой жертвы, тогда можно было бы сомневаться. Но такая высокая жертва перед Богом не может быть бесплодной. Мы помним, что после жертвы Христа тоже почти 3 века были гонения на христиан, и кто бы тогда мог подумать, что христианство восстанет в силе и правде, воплотится в державные формы христианской государственности. Может, нам тоже придётся ещё подождать, но мы не должны ни на минуту сомневаться, что эта жертва не бесплодна, ее плод будет великий. В этом смысле будущее России возможно только вместе с Царём-Мучеником Николаем Александровичем. Без него будущего у России нет. Россия возродится только во главе с Царём-Мучеником Николаем — духовно, имеется в виду — и с его законным преемником.
Теперь что касается вопроса, кто же правит на Руси после Царя Николая. Мысль, что правит Божия Матерь, конечно, мне очень близка духовно. Но, с другой стороны, а что, до Царя Николая Богородица не правила Россией? В чём тогда смысл названия Руси как Дома Пречистой Богородицы? Безусловно, Русь взята под покров Божьей Матери буквально со дня её крещения, ведь крещение исторически состоялось в первый Спас — в этот день празднуется день Пресвятой Богородицы, это начало Успенского поста. Иными словами, крестившись, мы сразу начали почитать Божью Матерь. Наш народ вошёл в крещение с началом Успенского поста и подготовкой к Успению. Первые праздники, которые мы отпраздновали уже как крещёный народ, были Преображение Господне и Успение Божией Матери. Не в этом ли ответ на вопрос: «Почему у нас большинство монастырей на Руси Успенские и Преображенские, а кафедральный собор в Москве посвящён Божией Матери?»
Поэтому, думаю, что Матерь Божия от начала была нашей Царицей. Явление Державной Божией Матери означает не то, что она стала царствовать, а то, что она не оставила царство русское, что оно остаётся под её покровом. Икона Державной Божией Матери не отменяет идею восстановления, возрождения православной монархии. Порой, к сожалению, приходится слышать: «Ну, зачем нам Царь на земле, если у нас есть Царица на Небе?» Так Она у нас была и при Царе на Небе. Нельзя эти вещи противопоставлять. Всё, что есть на Небе, должно так или иначе воплощаться и отражаться на земле. Церковь хранит образы Небесного Царства. Она и есть Царство Божие, которое начинается уже на земле.
Поэтому Христос как Первосвященник имеет образ на земле Первосвятителя, Патриарха. Христос как Царь Небесный, безусловно, должен иметь на земле отражение в образе царя земного. Только тогда возникает полнота церковного бытия как прообраза Царства Небесного.
Мы, безусловно, должны чаять, молиться Царю-Мученику о возрождении православного царства. О том, чтобы его жертва принесла плод обильный и достойный. Я не сомневаюсь в том, что это будет действительно преемник, который будет достоин жертвы Царя-Мученика Николая. Приходится только молиться, чтобы хотя бы при жизни сподобиться увидеть исполнение этой жертвы.
Поэтому день святых Царственных Мучеников — это день нашей скорби, безусловно, но это и день нашей надежды, день нашего упования и день нашего будущего, в которое мы можем идти только с Царём Николаем Александровичем.

Оставить Комментарий